Подростковый возраст — переходный период между детством и взрослостью. Характеризуется как кризисный, переломный этап развития. Сопровождается половым созреванием, гормональной перестройкой. Вызывает эмоциональную нестабильность, чрезмерную возбудимость, повышенную тревожность. У подростков повышается риск развития стрессовых ситуаций, депрессий, личностных расстройств и панических атак.
«Центр когнитивной психологии» во Владивостоке предлагает решение различных психологических проблем. Специалисты помогают преодолеть кризис подросткового возраста. Основой работы выступает когнитивно-поведенческий (или когнитивно-бихевиоральный) подход.
Принцип терапии КБТ заключается в том, что эмоции и телесные ощущения не возникают спонтанно. Запускающим механизмом выступают субъективные убеждения, оценки, интерпретации, которые регулируют деятельность подростка в определенной ситуации.
Цель психологических занятий — снижение деструктивных переживаний и нежелательного поведения за счет преобразования процессов мышления. Подросток должен научиться решать проблемы не импульсивно, а опираясь на рациональные заключения.
Модель «Я чувствую — я делаю» видоизменяется на «Я думаю — я чувствую — я делаю». Под влиянием объективной и разумной оценки формируются эмоции. Это позволяет максимально контролировать переживания.
Задачи занятий:
Деятельность психотерапевтов направлена на сопровождение подростков, развитие навыков рефлексии, приобретение навыков уверенного поведения.
Специалистами разработан ряд «условных сигналов», появление которых может свидетельствовать о психологической проблеме. Перечисленные симптомы обычно не говорят о каком-либо серьезном расстройстве, но требуют грамотной оценки и внимания со стороны психотерапевта. Среди настораживающих проявлений:
Заподозрить проблему можно по резкому снижению успеваемости, яркому нежеланию посещать школу. Появляются проблемы в общении со сверстниками. Ребенка сопровождает длительная апатия. Он отказывается от пищи или чрезмерно ее потребляет. Начинаются проблемы со сном. Может проявляться асоциальное поведение. Преобладают разговоры о бессмысленности существования.
Когнитивная терапия помогает справиться с нарушениями пищевого поведения у подростков. Избавляет от фобий, панических атак. Занятия направлены на снижение и полное купирование симптомов ОКР, ПТСР. КПТ эффективна при подростковых аддикциях (начальный прием алкоголя, наркотиков).
Для полноценной работы ребенок должен обладать навыками предметного размышления. Уметь отслеживать собственные мысли, поступки. Онлайн-терапия начинается по достижении возраста 12 лет.
Проведение занятий в формате онлайн отличается мобильностью, безопасностью. Консультации проводятся без перерывов, в любое удобное время. Это значительно экономит материальные и временные ресурсы. Подросток, находясь в привычной домашней обстановке, чувствует себя комфортнее. Это важный фактор в выстраивании доверительных отношений.
Онлайн-занятия отличаются легкостью доступа. Квалифицированный психотерапевт может уделить время каждому: тому, кто проживает в сельской местности, другом городе, за границей. Автоматическая запись коммуникаций позволяет видеть динамику работы наглядно. Есть возможность возврата к любым пройденным элементам.
Чтобы построить продуктивный диалог, специалист уделяет повышенное внимание сеттингу. Это совокупность всех условий проведения консультации. Включает:
Проблема № 1 для онлайн-формата — технические сложности. В обязательном порядке используется камера, микрофон, наушники. «Центр когнитивной психологии» оснащен современными средствами телекоммуникации, ПО, ОС. Работа программ доведена до автоматизма. Но, к примеру, аварийные отключения электричества или проблемы с интернет-соединением у клиента затрудняют проведение запланированных сеансов.
Среди других вероятных проблем — сложности вовлечения, необходимость адаптирования рабочих методик. Опытные специалисты обладают знаниями и практическим опытом. Гарантируют плодотворность и результативность психологических занятий онлайн.
Психотерапевтическая работа основывается на принципах превентивности, контекстности, полезности, креативности. Занятия выстраиваются на основе техник самопознания, самосознания, саморазвития личности.
Психологическое занятие состоит из обязательных частей. Первая — начало, создание соответствующей атмосферы. Далее наступает стадия разогрева для улучшения настроения и энергетики. Интересные упражнения способствуют сплочению, объединению, включению в общую деятельность.
На основном этапе используются разные формы активности. Проводится 1–2 продолжительных упражнения для максимального раскрытия темы. Заключительный этап — рефлексия. Направлена на осознание полученного опыта.
Техника |
Описание. Алгоритмы |
---|---|
Имитация |
Участнику предлагается подумать/вспомнить, как достойно выйти из ситуации: «Как бы ты себя вел на его месте?», «Что именно сделал?». Дети склонны к имитации постороннего поведения, легко примеряют чужой опыт. Главным героем может выступать как реальный человек, так и вымышленный персонаж. |
Выявление деструктивных автоматических мыслей |
Подразумевает прямой вопрос: «Что ты думаешь об этом?». Следующий шаг — создание альтернативных адаптивных образов/мыслей. |
Когнитивная реструктуризация |
Метод психической регуляции. Упражнение используется для изучения обоснованности убеждений при помощи наводящих вопросов. |
Функциональное сравнение |
Частая причина психологических проблем — необоснованное сравнение своих и чужих достижений. Подростку предлагается сравнивать себя с самим собой в разные периоды жизни. |
«Список похвальных дел» |
Мысленная или письменная отметка даже незначительных поступков, достойных похвалы. |
Отвлечение/переключение внимания |
Коррекция отношения к ситуации. Переключение внимания от дисфункциональных мыслей, эмоций. |
Принятие решения |
Определение преимуществ/недостатков каждого вероятного решения. Их дальнейшее ранжирование по шкале от 0 до 10. |
Улыбка |
Активизация внутреннего ресурса. Обычно выполняется в качестве домашнего задания. Подростку предлагается улыбаться своему отражению в зеркале утром и вечером, несмотря на настроение. Сохранять улыбку на лице до 2 минут. |
Когнитивные тренинги направлены на обучение подростков идентификации мыслей, чувств, поведения в проблемных социальных ситуациях. Это активная форма работы. Проводится в небольшой группе. Состоит из цикла занятий. Включает несколько упражнений:
Конкретный способ взаимодействия подбирает психотерапевт на основе индивидуальных особенностей и уровня восприимчивости. Интересные упражнения когнитивной терапии помогут преодолеть различные трудности подросткового возраста. В результате формируется психологически зрелая, социально адаптированная личность, которая умеет контролировать эмоции и добиваться целей.
Программа занятий с подростками состоит из последовательных этапов. На предварительной стадии специалист получает запрос, встречается с родителями. Далее проводится входящая диагностика. Используются апробированные методики.
Примеры:
Третьим этапом выступает коррекция и развитие. Основа — психотехнические задания, упражнения на разные темы. После проведенного курса выполняется выходящая диагностика. Процедура позволяет отследить эффективность тренинговой работы, проанализировать изменения личностных аспектов.
На консультационном этапе оказывается методическая помощь родителям, педагогам. Проводится по запросу. Индивидуальное взаимодействие с близким кругом включает эмоциональную поддержку, коррекцию стиля семейного воспитания, активизацию на позитивное вмешательство. Психолог дает рекомендации по вопросам дальнейшей самореализации подростков.
Чтобы сохранить психологическое здоровье подростков, важно учитывать определяющие факторы. Одним из самых важных считается семейное благополучие. Ссоры между родителями воспринимаются как тревожные события, ситуации опасности. Вызывают беспокойство, эмоциональное напряжение, чувство неполноценности. Особенно тяжелые последствия развиваются, если взрослые втягивают ребенка в затяжные конфликты, которые длятся годами.
На какие аспекты еще обратить внимание?
По итогам прохождения тренинговых программ подростки приобретают опыт успешного разрешения трудных жизненных ситуаций. Он включает стратегии социально поддерживаемого поведения, навыки их использования.
В результате психологических занятий ожидается снижение уровня тревожности, агрессии. Исчезает потребность в самоутверждении за счет отклоняющегося поведения.
Когнитивная терапия позволяет выработать новую модель жизнедеятельности, восстановить ощущение цельной личности. Происходит прорабатывание и преодоление симптомов ПТСР, ОКР, расстройств пищевого поведения. Подростки учатся осознавать, предупреждать и самостоятельно купировать эмоциональные нарушения.