Записаться на обучение
Спасибо за обращение.
Мы свяжемся с вами для консультации.
Мы вам перезвоним
Спасибо за обращение.
Мы свяжемся с вами для консультации.

Почему мы зависим от мнения окружающих?

Давайте признаем – мы все, так или иначе, обращаем внимание на мнение большинства. И действуем под его влиянием.

И речь не только про уголовный кодекс 🙂

Вот вам простой эксперимент. В торговом центре есть два магазина сотовых телефонов. Они находятся рядом, ассортимент там плюс-минус одинаковый. Но в одном магазине нет посетителей, а в другом – сразу несколько человек что-то выбирают.

Вопрос – в какой магазин вы пойдёте?

С огромной долей вероятности – вы скорее зайдёте в магазин, где больше покупателей. В вашей голове сложится цепочка: там больше людей – значит, люди выбирают это место не просто так – значит, там выше качество/лучше обслуживание/ниже цены.

Хотя по факту всё различие между первым и вторым магазином может быть только в названии.

И вовсе не обязательно, чтобы окружающие говорили вам прямым текстом «это — лучше» или как-то давили на вас. Но если очень много людей совершают одни и те же действия, или транслируют какие-то идеи в окружающий мир – скорее всего, вы попадёте под их влияние, и попытаетесь делать так же.

Например, сейчас в мире сильно распространён своеобразный культ «достигаторства». В духе «всё зависит только от нас», «каждый может заработать кучу денег, стоит только захотеть», «иди к успеху несмотря ни на что».

И здесь не нужен персональный Тони Роббинс, который прыгает у вас под окном и выкрикивает мотивирующие лозунги, чтобы тоже заразиться «достигаторством».

Но вот вы смотрите фильм – и там всегда есть богатый красавец на классной машине, в окружении шикарных девушек. Заходите в интернет – видите очередной список Форбс. В ленте соцсетей то и дело появляются советы от миллионеров (или людей, называющих себя миллионерами) – про то, как надо жить и зарабатывать деньги. А вот вам мотивирующее видео. А вот вам пост от 20-летнего рэпера, про которого вчера никто не знал, а сегодня он публикует фото с Мальдив.

И создаётся ощущение – вокруг куча успешных людей, все чего-то достигают, все зарабатывают. А я, как последний лох, сижу в съёмной однушке и живу на зарплату.

Почему так происходит?

Дело в том, что наш мозг постоянно анализирует всё вокруг. В том числе – окружающих людей. Кто они? Как одеваются? Как себя ведут?

И сильно ли я выделяюсь на их фоне?

Режим сравнения происходит постоянно. Это – один из механизмов выживания. Ещё с древности у нас закрепилось убеждение, что выжить возможно только в социуме. То есть – нужно входить в большую общность людей.

А чтобы быть частью социума – нужно ему соответствовать. Быть таким же, как большинство. Даже если большинство транслирует абсурдные идеи.

И социальные сети активно способствуют этому влиянию.

Как с ним справиться? Регулярно включать критическое мышление.

Кажется, что вокруг куча успешных людей, и это заставляет нас чувствовать себя какими-то ущербными, ленивыми, бесталанными неудачниками.

Но ведь возможности у всех разные. И материальные – кого-то родители могут отдать в элитную школу, а потом пропихнуть в Гарвард. А кто-то родился в многодетной семье в деревне под Саратовом.

И психологические – например, одни люди более стрессоустойчивые, другие – нет.

На самом деле, никаких равных возможностей нет, и у нас куча ограничений – культурных, социальных, биологических.
А если изучить внимательнее истории чужого успеха – то обнаружатся состоятельные родители/связи с известными людьми/куча продюсеров. А порой вообще мрачные эпизоды, где люди поступаются своими принципами, предают и лезут вверх по головам.

И мы сейчас не пытаемся выставить всё так, будто успешные люди не достойны своего успеха. И не говорим о том, что нужно сложить лапки и бросить все попытки чего-то добиться.

Но важно здраво оценивать свои силы и возможности. Перестать критиковать по любому поводу. Разрешить ошибаться.

Банальный, но действенный совет – сравнивать себя не с другими, а с собой вчерашним.

И помнить о том, что все мы подвержены влиянию общественного мнения. А в соцсетях – все красивые, и у всех всё идеально.

Но – только в соцсетях.