Помощь подросткам при паническом расстройстве

Подростковый возраст характеризуется не только физическим и физиологическим изменением организма. Подростки меняются психологически. У них появляется эмоциональная неустойчивость, повышается возбудимость, тревожность. Не каждый взрослеющий ребенок может самостоятельно справиться с происходящими у него гормональными перестройками. У 5 % юношей и девушек возникают панические атаки и другие психические расстройства, значительно усложняющие и без того непростой переходный период между детством и зрелостью.

Общие сведения о заболевании

Паническая атака — необъяснимый, внезапно возникший приступ сильного страха, сопровождающийся комплексом вегетативных симптомов. При неоднократно повторяющихся эпизодах диагностируют паническое расстройство. Патология наиболее характерна для лиц с тревожно-мнительным типом личности и при повышенной концентрации гормона страха и тревоги (адреналина) в крови.

Возникающая у подростка паника не имеет физического основания, никакой реальной опасности для жизни и здоровья на момент ее появления нет. Наиболее часто атаки в подростковом возрасте возникают в результате реакции психики на стрессовые ситуации в семье или школе. Рецидивирующее состояние нарушает привычный ритм жизни. Если не лечить расстройство, состояние психики будет постепенно ухудшаться, возникнут осложнения.

Симптомы панического расстройства в зависимости от вида заболевания

Паническая атака у подростков может сопровождаться разным набором клинических признаков. В зависимости от превалирования той или иной группы симптомов различают 6 патологических типов расстройства: вегетативный, гипервентиляционный, фобический, конверсионный, сенестопатический, аффективный.

Вегетативный

Вегетативно-сосудистый криз во время панических атак встречается наиболее часто. Инициируется резким выбросом адреналина в кровеносное русло. Характерная клиническая картина: повышенное потоотделение, тахикардия, учащенная частота сердечных сокращений, тошнота, рвота, дискомфортные ощущения в груди, головокружение. В некоторых случаях у подростка может развиться обморочное состояние.

Гипервентиляционный

Возникает у 60 % пациентов во время панической атаки. Основной симптом — психогенная одышка (субъективно воспринимаемый недостаток воздуха). Неосознанное чрезмерно частое и глубокое дыхание приводит к развитию респираторного алкалоза, типичными признаками которого являются мышечные боли, слабость, покалывания в конечностях. При крайне тяжелом состоянии возможна остановка дыхания.

Фобический

Фобические панические атаки относят к тревожно-фобическому неврозу. Подросток реагирует приступом субъективного страха на безобидные для других людей предметы и явления:

  • замкнутое или открытое пространство (клаустрофобия, агорафобия);
  • темноту (никтофобия);
  • воду (аквафобия);
  • общение с другими людьми (антропофобия).

Неконтролируемая тревога возникает при взаимодействии с конкретным объектом, а также при мысли о предстоящей ситуации. Обычно сопровождается вегетативной реакцией. Подросток становится замкнутым, избегает посещения мест, где у него может случиться приступ панической атаки.

Конверсионный

Это паническое расстройство, при котором появляются неврологические симптомы. Клиника развивается бессознательно. Наиболее характерны:

  • тремор, судороги;
  • потеря пространственной ориентации;
  • нарушение устойчивости, координации.

У подростка появляется беспокойство по поводу состояния своего здоровья, он начинает подозревать, что у него развилось серьезное заболевание (инсульт, эпилепсия, опухоль).

Сенестопатический

Характеризуется нарушением чувственного восприятия. У подростка в теле появляются неприятные пугающие его ощущения, которые он не может описать, чтобы объяснить картину своего состояния взрослым. Возникшие ощущения могут иметь привычный или необычный характер, часто мучительны, полиморфны: спазмы, жжение, покалывание, онемение, распирание, жар, скручивание, стягивание, дрожание. Иногда подростки жалуются на болезненность.

Аффективный

Для аффективного типа расстройства характерно расстройство настроения. Преобладают депрессивные признаки: апатия, физическое истощение, раздражительность, тоска. Угрюмое состояние может наблюдаться у подростка как во время, так и после приступа.

Причины и провоцирующие факторы панического расстройства

Причиной развития панических атак у молодых людей 12–17 лет могут послужить разные факторы биологической, психической или социальной природы:

  • патологии нервной системы, вызванные инфекциями, травмами, опухолями, вегетативными дисфункциями;
  • гормональная перестройка организма, связанная с периодом полового созревания;
  • токсическое отравление: употребление алкоголя, наркотиков, сильнодействующих медикаментов, курение увеличивают вероятность развития панических атак;
  • неблагоприятная наследственность: риск развития расстройства выше, если заболевание было диагностировано у членов семьи.

Спровоцировать приступ может сильный стресс, неблагополучная обстановка в семье (домашнее насилие, конфликты), школе (буллинг со стороны сверстников, экзамены, ответы у доски).

Как помочь подростку справиться с паникой?

Диагностикой и лечением панических атак у подростков занимаются психиатр, психолог и психотерапевт. После проведенного обследования с целью исключения у пациента соматических нарушений со стороны органов и систем назначают медикаментозную терапию (транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты, седативные средства) и психотерапию. Психологическая помощь подростку не только предотвратит повторение приступов, она поможет контролировать психическое состояние и вернет его к привычному образу жизни. Наиболее распространенные методы, используемые для лечения при панических расстройствах:

  • когнитивная поведенческая терапия — помогает изменить образ мышления и поведения при возникновении паники;
  • психодинамическая терапия — обучает механизмам психологической защиты;
  • краткосрочная стратегическая терапия — учит решать сложные для подростка проблемы простыми способами.

Профилактика панических атак включает создание комфортных условий для ребенка и исключение факторов, способных вызвать приступ. Важную роль в реализации программы лечения играет эмоциональная поддержка со стороны родителей. Предупредить рецидивы поможет регулярное посещение психолога.

Специалисты

Мороз Ростислав Васильевич

Магистр психологии, когнитивно-поведенческий терапевт, схематерапевт.

Шакирзянова Екатерина Викторовна

Шакирзянова Екатерина Викторовна

Магистр психологии, исполнительный директор АНО «Центр когнитивной психологии»

Горожанкина Елена Владимировна

Горожанкина Елена Владимировна

Психолог, член Ассоциации Когнитивно-бихевиоральных терапевтов.

Дмитрий Чосов

Чосов Дмитрий Викторович

Психолог, когнитивно-поведенческой терапия.

Каневская Дарья Владимировна

Каневская Дарья Владимировна

Клинический психолог

Хотите улучшить качество вашей жизни? Попробуйте КПТ-подход!

Сертификаты