Подростковый возраст характеризуется не только физическим и физиологическим изменением организма. Подростки меняются психологически. У них появляется эмоциональная неустойчивость, повышается возбудимость, тревожность. Не каждый взрослеющий ребенок может самостоятельно справиться с происходящими у него гормональными перестройками. У 5 % юношей и девушек возникают панические атаки и другие психические расстройства, значительно усложняющие и без того непростой переходный период между детством и зрелостью.
Паническая атака — необъяснимый, внезапно возникший приступ сильного страха, сопровождающийся комплексом вегетативных симптомов. При неоднократно повторяющихся эпизодах диагностируют паническое расстройство. Патология наиболее характерна для лиц с тревожно-мнительным типом личности и при повышенной концентрации гормона страха и тревоги (адреналина) в крови.
Возникающая у подростка паника не имеет физического основания, никакой реальной опасности для жизни и здоровья на момент ее появления нет. Наиболее часто атаки в подростковом возрасте возникают в результате реакции психики на стрессовые ситуации в семье или школе. Рецидивирующее состояние нарушает привычный ритм жизни. Если не лечить расстройство, состояние психики будет постепенно ухудшаться, возникнут осложнения.
Вегетативно-сосудистый криз во время панических атак встречается наиболее часто. Инициируется резким выбросом адреналина в кровеносное русло. Характерная клиническая картина: повышенное потоотделение, тахикардия, учащенная частота сердечных сокращений, тошнота, рвота, дискомфортные ощущения в груди, головокружение. В некоторых случаях у подростка может развиться обморочное состояние.
Возникает у 60 % пациентов во время панической атаки. Основной симптом — психогенная одышка (субъективно воспринимаемый недостаток воздуха). Неосознанное чрезмерно частое и глубокое дыхание приводит к развитию респираторного алкалоза, типичными признаками которого являются мышечные боли, слабость, покалывания в конечностях. При крайне тяжелом состоянии возможна остановка дыхания.
Фобические панические атаки относят к тревожно-фобическому неврозу. Подросток реагирует приступом субъективного страха на безобидные для других людей предметы и явления:
Неконтролируемая тревога возникает при взаимодействии с конкретным объектом, а также при мысли о предстоящей ситуации. Обычно сопровождается вегетативной реакцией. Подросток становится замкнутым, избегает посещения мест, где у него может случиться приступ панической атаки.
Это паническое расстройство, при котором появляются неврологические симптомы. Клиника развивается бессознательно. Наиболее характерны:
У подростка появляется беспокойство по поводу состояния своего здоровья, он начинает подозревать, что у него развилось серьезное заболевание (инсульт, эпилепсия, опухоль).
Характеризуется нарушением чувственного восприятия. У подростка в теле появляются неприятные пугающие его ощущения, которые он не может описать, чтобы объяснить картину своего состояния взрослым. Возникшие ощущения могут иметь привычный или необычный характер, часто мучительны, полиморфны: спазмы, жжение, покалывание, онемение, распирание, жар, скручивание, стягивание, дрожание. Иногда подростки жалуются на болезненность.
Для аффективного типа расстройства характерно расстройство настроения. Преобладают депрессивные признаки: апатия, физическое истощение, раздражительность, тоска. Угрюмое состояние может наблюдаться у подростка как во время, так и после приступа.
Причиной развития панических атак у молодых людей 12–17 лет могут послужить разные факторы биологической, психической или социальной природы:
Спровоцировать приступ может сильный стресс, неблагополучная обстановка в семье (домашнее насилие, конфликты), школе (буллинг со стороны сверстников, экзамены, ответы у доски).
Диагностикой и лечением панических атак у подростков занимаются психиатр, психолог и психотерапевт. После проведенного обследования с целью исключения у пациента соматических нарушений со стороны органов и систем назначают медикаментозную терапию (транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты, седативные средства) и психотерапию. Психологическая помощь подростку не только предотвратит повторение приступов, она поможет контролировать психическое состояние и вернет его к привычному образу жизни. Наиболее распространенные методы, используемые для лечения при панических расстройствах:
Профилактика панических атак включает создание комфортных условий для ребенка и исключение факторов, способных вызвать приступ. Важную роль в реализации программы лечения играет эмоциональная поддержка со стороны родителей. Предупредить рецидивы поможет регулярное посещение психолога.
Услуга | Цена |
---|---|
Мини-консультация (не более 10 мин.) | 500 руб. |
1 сессия (50 мин.) | от 1 000 руб. |
1 сессия (80 мин.) | от 1 500 руб. |
2 сессии (по 50 мин) | от 2 000 руб. |
4 сессии (по 50 мин.) | от 4 000 руб. |
6 сессий (по 50 мин.) | от 5 000 руб. |
8 сессий (по 50 мин.) | от 7 000 руб. |
10 сессий (по 50 мин.) | от 9 000 руб. |
В случае с детьми и подростками, важную роль играет участие семьи и близких лиц в терапевтическом процессе. На этапе знакомства важно присутствие родителей на сессии, это помогает процессу сбора необходимой первичной информации о подростке, его проблеме, поддерживающих ее механизмах. Также систематически проводятся родительские встречи, то есть сессии, где родители могут обсудить с терапевтом динамику состояния, наметить пути решения возникающих сложностей, а также получить поддержку.
В подростковом возрасте, то есть с 11-ти лет (в некоторых источниках уже с 9-ти), могут использоваться как классические техники КПТ, применяемые в работе со взрослыми, так и проективные и творческие упражнения и игры. Это зависит от когнитивных, эмоциональных и личностных особенностей ребенка.
Наши психотерапевты работают с детьми с 6-7-ми лет в очном формате. Для онлайн-терапии подросток должен быть не младше 12-ти лет
Центр когнитивно-поведенческой терапии не является медицинским учреждением. Наши специалисты работают с использованием психолого-социальных инструментов. Терапия заключается в изменении дезадаптивного мышления и поведения.
Тем не менее специалист может порекомендовать клиенту обратиться за консультацией к психиатру, если становится ясно, что нужна медикаментозная поддержка.
При панических атаках у детей задействуются те же механизмы, что и у взрослых (сканирование физических ощущений – катастрофическая интерпретация – страх – поведение, направленное на совладание), поэтому суть психотерапии остается той же, что и у взрослых. Однако, в силу возрастных, личностных и других особенностей, ребенок может не обладать навыком идентификации и критической оценки мыслей. Здесь в работу вступают разные игровые, метафорические и проективные формы, такие как ролевая игра, чтение и придумывание сказок, рисование, использование разнообразных игр и игрушек, через взаимодействие с которыми ребенок или подросток может развить осознанность.
При активном участии в терапевтическом процессе и выполнении упражнений между сессиями терапия занимает 3-4 месяца (при частоте сессий 1 раз в неделю)
После достижения основных целей курс может быть продлен по желанию клиента.
При активном участии в терапевтическом процессе и выполнении упражнений между сессиями терапия занимает 3-4 месяца (при частоте сессий 1 раз в неделю)
После достижения основных целей курс может быть продлен по желанию клиента.